Автотормоза
Основатель
школы профессор Бронислав Людвикович Карвацкий
Бронислав Людвикович Карвацкий является одним из
пионеров науки и техники в области автоматических тормозов железнодорожного подвижного
состава.
Ещё в 1913 году Б.Л. Карвацкий предложил усовершенствование
тройного клапана и крана машиниста в тормозной системе Вестингауза с целью
создания прямодействующего тормоза. Он является изобретателем улучшенного
пассажирского тормоза и воздухораспределителя типа С Карвацкого.
Возглавляя конструкторское бюро по тормозам НКПС,
совместно с Московским тормозным заводом Б.Л. Карвацкий участвовал в разработке
тормозных устройств системы Флорентия Пименовича Казанцева и Ивана
Константиновича Матросова. Б.Л. Карвацкий исследовал также вопросы совершенствования механической
части тормоза.
Под руководством профессора Б.Л.Карвацкого на кафедре
«Вагоны и вагонное хозяйство» была создана уникальная учебная лаборатория, которая
в настоящее время является лучшей среди лабораторий транспортных ВУЗов.
Одним из пионеров науки и техники
в области автоматических тормозов являлся доктор технических наук, профессор
Бронислав Людвикович Карвацкий (1881–1971).
(1903–1992), создатель
теории и практике конструирования и расчета сварных конструкций в
машиностроении и строительстве. Его научные разработки способствовали отказу от
трудоемкого процесса клепки и переходу впервые в мире к сварным вагонным
конструкциям, разработанным под его руководством. Предложенные им методы
расчета сварных конструкций положены в основу при проектировании вагонов.
Изобретение улучшенного
пассажирского тормоза послужило основанием для приглашения Б.Л. Карвацкого на
работу конструктором в фирму Всеобщая компания электричества в Петербург. Там
он проработал с 1914 по 1918 гг., а затем поступил в Петербургский политехнический
институт на механический факультет, который окончил в 1924 г.
После окончания института
Б.Л. Карвацкий работал на Путиловском заводе, одном из крупнейших заводов
России, где было развернуто массовое строительство локомотивов и вагонов. Здесь
Бронислав Людвикович занимался созданием и усовершенствованием тормозных
устройств, в том числе и собственной конструкции.
Затем он возглавил
Конструкторское бюро по тормозам НКПС, которое совместно с Московским тормозным
заводом разрабатывало устройство тормозов системы Флорентия Пименовича
Казанцева и Ивана Константиновича Матросова. Был создан также тормоз системы
Карвацкого. Чтобы определить, какой из этих трех тормозов лучший, каждым из них
было оборудовано по 50 вагонов и в декабре 1930 г. - январе 1931 г. на Закавказской
железной дороге, в том числе на Сурамском перевале, проведены сравнительные
испытания.
Все три системы выдержали
испытания, но предпочтение было отдано автоматическому тормозу системы
Матросова.
С 1929 г. Б.Л. Карвацкий
преподавал дисциплину «Автотормоза» в МИИТе, МЭМИИТе, где создал одну из лучших
в институте лабораторию, оснащенную групповой испытательной станцией на 75
вагонов и индивидуальными стендами для студенческих работ.
Б.Л. Карвацкцй разработал
общую теорию автоматических тормозов, в которой наиболее важными и обширными являются вопросы: динамика
торможения поезда; теория трения в применении к тормозной практике; теория
тормозной волны; теоретическое исследование паровоздушных насосов.
Он создал первый вузовский
учебник «Тормоза», выдержавший четыре издания [52]; первый фундаментальный труд
«Общая теория автотормозов» [53], справочное пособие [54], книгу для
инженерно-технических работников [55], учебник для техникумов [56] и для студентов
вузов [57]; опубликовал много ценных статей в сборниках института и в журналах.
Изобретение Б.Л. Карвацкого
«Автостоп», обеспечивающее автоматическую остановку поезда в случае проезда
заградительного сигнала, применяется в вагонах Московского метрополитена.
Награжден орденом «Знак Почета».
Заслуженный деятель науки и
техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Валентин Макарович Казаринов
(1907–1978) работал на железнодорожном транспорте с 1921 г. Будучи
руководителем отделения автотормозного хозяйства ВНИИЖТа с 1952 г., возглавлял
широкий комплекс исследований по созданию и совершенствованию автотормоз ной
техники на железнодорожном транспорте [99].
В.М. Казаринов руководил
работой аспирантов на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа. Опубликовал
более 60 работ, в том числе вузовские учебники [50, 57] и монографию [45].
Награжден орденами Ленина и «Знак Почета».
Доцентом В.И. Лариохиным выполнены научные
исследования по повышению эффективности тормозных систем восьмиосных вагонов, определены
параметры тормозных систем восьмиосных полувагонов и цистерн. Он занимался
проектированием силовой и механической частей восьмиосных вагонов.
Известным специалистом в
рассматриваемой области является Владимир Григорьевич Иноземцев,
член-корреспондент АН СССР, заместитель председателя Научного совета Российской
АН по проблемам транспорта, академик и вице-президент Академии транспорта РФ,
заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор
кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа [41, 99].
Им выполнены важные исследования
и разработки, оказавшие существенное влияние на развитие тормозной техники и
методов эксплуатации подвижного состава. Он развил теорию тепловых и
газодинамических процессов торможения, на основе которой усовершенствовал
методы тормозных расчетов.
Исследования В.Г.Иноземцева
послужили основой создания современных воздухораспределителей (№483), системы
контроля обрыва тормозной магистрали с датчиком (№ 418), системы
автоматического регулирования рычажной передачи с датчиком (№ 547Б), систем
управления фрикционным и электрическим торможением скоростных локомотивов и
нашли широкое признание не только в отечественной, но и зарубежной практике.
В.Г. Иноземцев руководил
комплексом работ по созданию и применению на железнодорожном транспорте новых
фрикционных материалов. Под его руководством решена задача выбора и внедрения
композиционных тормозных колодок. Он создал принципиально новые концепции ускорения
разрядки тормозной магистрали в современных грузовых воздухораспределителях, а
также оригинальные способы обеспечения автоматичности тормозов.
В.Г. Иноземцев создал
уникальную лабораторную базу для исследования тормозов поезда большой массы и
длины; совместно с железными дорогами он разработал методы вождения таких
поездов; выполнил исследования возникающих продольных сил и газодинамических
процессов, предложил методы снижения этих сил путем использования радиоуправляемых
тормозных приборов.
В.Г. Иноземцев является
автором и соавтором книг [44-49, 51] и вузовского учебника [50], а также более
80 статей, опубликованных в нашей стране и за рубежом (Бельгия, Румыния,
Болгария). Автор 110 изобретений, внедренных на железнодорожном транспорте.
Награжден орденом Трудового
Красного Знамени. В.Г. Иноземцев окончил Ростовский институт инженеров
железнодорожного транспорта. Длительное время работал во ВНИИЖТе в качестве
руководителя отделения автотормозов, заместителя директора института, с 1985 по
1996 г. - ректор МИИТа.
В.Д. Бехтерев, будучи
заведующим автотормозным отделением ВНИИЖТа, в 1949–1951 гг. руководил испытаниями
нового автоматического тормоза МТЗ–135. По методике и масштабам эти испытания
не имели себе равных. Они позволили отработать конструкцию, улучшить эксплуатационные
качества этого тормоза.
П.С. Анисимов, совместно с
другими сотрудниками кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа выполнил
исследования и предложил усовершенствованную тормозную рычажную передачу
восьмиосных вагонов, обладающую важными достоинствами [112] и новизной, подтвержденной
авторскими свидетельствами.
Доцент В.А. Юдин является специалистом в области
тормозных систем, тормозных приборов, тормозных расчётов. Он работал над совершенствованием
конструкций воздухораспределитетей грузовых и пассажирских вагонов, работал и
имеет патенты на изобретения в части совершенствования тормозных рычажных
передач тележек и механической частей тормоза вагона, проводил испытания
тормозных систем специализированных вагонов, разрабатывал тормозные нормативы.