Главная

Пятница, 29.03.2024, 04:26



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82

История создания

1931 г. – рождение кафедры 

«Вагоны и вагонное хозяйство» 

на Тяговом факультете МЭМИИТа

 


      





Основатель кафедры – профессор

Дадыко Сергей Романович


.

Ведущие
инженеры и механики мира разрабатывали конструкции паровозов, вагонов, строили
железнодорожные станции, вокзалы, мосты и тоннели, закладывая основы
железнодорожного транспорта. Стремительное развитие сети железных дорог в
царской, а после и в советской России требовал подготовки квалифицированных
инженеров – специалистов железнодорожного дела. Целый ряд специальных
дисциплин, преподаваемых в железнодорожных учебных заведениях, были
ориентированы на изучение проблем, непосредственно связанных с железными
дорогами. Так, одной из таких специальных дисциплин был небольшой (в объеме
30-40 часов) курс лекций «Вагоны», который читали в 1930 г. для слушателей
Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) на тяговом
факультете. 

 Уже в 1931
г. была организована подготовка инженеров вагонного дела. В этом году на
тяговом факультете МИИТа впервые в практике транспортных учебных заведений,
было организовано вагонное отделение и создана кафедра «Вагоны». Первым
заведующим кафедрой был назначен Сергей Романович Дадыко, проработавший много
лет на Мытищинском вагоностроительном заводе и преподававший в школах
ученичества железнодорожного транспорта.

В 1932 г. по приказу Наркома путей сообщения (НКПС) был организован
вагонный факультет в Московском электромеханическом институте железнодорожного
транспорта (МЭМИИТе, который был выделен из МИИТа). Позднее, уже в 1933 г. в
соответствии с решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о выделении вагонного
хозяйства в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта вагонные
факультеты были созданы и в других транспортных институтах страны.

На вагонном факультете МЭМИИТа были организованы
четыре профилирующие кафедры:

§   «Вагоны» (заведующий кафедрой Сергей Романович
Дадыко),

§   «Вагонолинейное хозяйство» (заведующий кафедрой
Николай Павлович Ждаров),

§   «Вагоноремонтные заводы» (заведующий кафедрой Владимир
Дмитриевич Бехтерев),

§   «Автотормоза» (заведующий кафедрой Бронислав
Людвикович Карвацкий).

Для педагогической работы были
приглашены специалисты с производства, в числе которых были Михаил Михайлович
Стемпневский, Алексей Иванович Михайлевский, Антон Львович Бродовский, Василий
Дмитриевич Сибаров и другие. Новый факультет был сразу укомплектован студентами
вплоть до 4 курса в количестве 16 учебных групп, а первым деканом вагонного
факультета был назначен С.Р. Дадыко.

В 1934–1936 гг. факультет выпустил 400 первых
инженеров-механиков вагонной специальности. Большинство выпускников возглавили
предприятия вагонного хозяйства сети железных дорог страны. На кафедрах
факультета успешно осуществлялась подготовка научных кадров. Так, в 1935–1939
гг. по специальности «Вагоны и вагонное хозяйство» обучалось в аспирантуре
около 20 человек, которые в последствии стали известными специалистами в
области конструирования, расчета, динамики подвижного состава, тормозного
оборудования, организации, планирования вагоноремонтных предприятий, технологии
изготовления и ремонта вагонов. Среди таких ученых Н.З. Криворучко, З.О.
Каракашьян, А.Н. Сергеев, В.М. Чернышев, И.Ф. Скиба, Л.А. Шадур, В.Ф. Девятков,
С.П. Балынович, Ф.Д. Ткаченко и др.

Кафедра вела большую работу по оказанию технической
помощи производству. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты
выезжали в командировки для организации строительства вагонных депо,
вагоноремонтных пунктов, распространяли передовой опыт на предприятиях
вагонного хозяйства.

В 1939 г. кафедры вагонного факультета были объединены
в единую кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство», которую возглавил доктор технических
наук, профессор, член-корреспондент АН УССР М.А. Короткевич. На кафедре
продолжали работать высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт
преподавательской деятельности и работы на производстве. Среди них профессора
Б.Л. Карвацкий, А.А. Попов, доценты С.Р. Дадыко, В.И. Туровцев, З.О.
Каракашьян, Л.А. Шадур, В.М. Чернышев и др.

В послевоенные годы с 1946 г. кафедру «Вагоны и
вагонное хозяйство» возглавил крупный специалист в области динамики и
конструкций вагонов доктор технических наук, обладавший огромным опытом производственной
работы, профессор Михаил Васильевич Винокуров.

С 1955 г. руководил кафедрой «Вагоны и вагонное
хозяйство» кандидат технических наук, доцент Владимир Дмитриевич Бехтерев. В
1959 г. при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория.
Первым исполняющим обязанности заведующего лабораторией был В.А. Петров. А
первым заведующим лабораторией позднее был назначен лауреат Государственной
премии Г.А. Казанский, ставший позже директором Всесоюзного научно-исследовательского
института вагоностроения – ВНИИВ (ныне ОАО НИИ вагоностроения).

С 1960 г. кафедру «Вагоны и вагонное
хозяйство» возглавлял Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор
технических наук, профессор Леонид Абрамович Шадур, который являлся одним из
ведущих ученых в области вагоностроения.

В 1976 г. заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное
хозяйство» стал Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических
наук, профессор Владимир Николаевич Котуранов.

С 1984–1987 гг. исполнял обязанности заведующего
кафедрой доктор технических наук, профессор Михаил Михайлович Болотин.

В 1995 г. кафедру возглавил лауреат премии Совета
Министров СССР, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор
технических наук, профессор Пётр Степанович Анисимов.

С 2000 г. и по настоящее время кафедру возглавляет
доктор технических наук, профессор Геннадий Иванович Петров, крупный специалист
в области динамики подвижного состава.

На протяжении нескольких десятилетий, несмотря на
различные реорганизации и преобразования кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»
остается
одной
из ведущих кафедр Московского государственного университета путей сообщения
(МИИТ). На кафедре работает высоко квалифицированный
профессорско-преподавательский состав. В составе кафедры 10 профессоров и 16
доцентов. 


сотрудники кафедры на 1967 год















сотрудники кафедры на 1994 год

                       

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Друзья сайта
  • Сайт о вагонном хозяйстве


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz