| История создания1931 г. – рождение кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» на Тяговом факультете МЭМИИТа
Основатель кафедры – профессор
. Ведущие инженеры и механики мира разрабатывали конструкции паровозов, вагонов, строили железнодорожные станции, вокзалы, мосты и тоннели, закладывая основы железнодорожного транспорта. Стремительное развитие сети железных дорог в царской, а после и в советской России требовал подготовки квалифицированных инженеров – специалистов железнодорожного дела. Целый ряд специальных дисциплин, преподаваемых в железнодорожных учебных заведениях, были ориентированы на изучение проблем, непосредственно связанных с железными дорогами. Так, одной из таких специальных дисциплин был небольшой (в объеме 30-40 часов) курс лекций «Вагоны», который читали в 1930 г. для слушателей Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) на тяговом факультете. Уже в 1931 г. была организована подготовка инженеров вагонного дела. В этом году на тяговом факультете МИИТа впервые в практике транспортных учебных заведений, было организовано вагонное отделение и создана кафедра «Вагоны». Первым заведующим кафедрой был назначен Сергей Романович Дадыко, проработавший много лет на Мытищинском вагоностроительном заводе и преподававший в школах ученичества железнодорожного транспорта. В 1932 г. по приказу Наркома путей сообщения (НКПС) был организован вагонный факультет в Московском электромеханическом институте железнодорожного транспорта (МЭМИИТе, который был выделен из МИИТа). Позднее, уже в 1933 г. в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о выделении вагонного хозяйства в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта вагонные факультеты были созданы и в других транспортных институтах страны. На вагонном факультете МЭМИИТа были организованы четыре профилирующие кафедры: § «Вагоны» (заведующий кафедрой Сергей Романович Дадыко), § «Вагонолинейное хозяйство» (заведующий кафедрой Николай Павлович Ждаров), § «Вагоноремонтные заводы» (заведующий кафедрой Владимир Дмитриевич Бехтерев), § «Автотормоза» (заведующий кафедрой Бронислав Людвикович Карвацкий). Для педагогической работы были приглашены специалисты с производства, в числе которых были Михаил Михайлович Стемпневский, Алексей Иванович Михайлевский, Антон Львович Бродовский, Василий Дмитриевич Сибаров и другие. Новый факультет был сразу укомплектован студентами вплоть до 4 курса в количестве 16 учебных групп, а первым деканом вагонного факультета был назначен С.Р. Дадыко. В 1934–1936 гг. факультет выпустил 400 первых инженеров-механиков вагонной специальности. Большинство выпускников возглавили предприятия вагонного хозяйства сети железных дорог страны. На кафедрах факультета успешно осуществлялась подготовка научных кадров. Так, в 1935–1939 гг. по специальности «Вагоны и вагонное хозяйство» обучалось в аспирантуре около 20 человек, которые в последствии стали известными специалистами в области конструирования, расчета, динамики подвижного состава, тормозного оборудования, организации, планирования вагоноремонтных предприятий, технологии изготовления и ремонта вагонов. Среди таких ученых Н.З. Криворучко, З.О. Каракашьян, А.Н. Сергеев, В.М. Чернышев, И.Ф. Скиба, Л.А. Шадур, В.Ф. Девятков, С.П. Балынович, Ф.Д. Ткаченко и др. Кафедра вела большую работу по оказанию технической помощи производству. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты выезжали в командировки для организации строительства вагонных депо, вагоноремонтных пунктов, распространяли передовой опыт на предприятиях вагонного хозяйства. В 1939 г. кафедры вагонного факультета были объединены в единую кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство», которую возглавил доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР М.А. Короткевич. На кафедре продолжали работать высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт преподавательской деятельности и работы на производстве. Среди них профессора Б.Л. Карвацкий, А.А. Попов, доценты С.Р. Дадыко, В.И. Туровцев, З.О. Каракашьян, Л.А. Шадур, В.М. Чернышев и др. В послевоенные годы с 1946 г. кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство» возглавил крупный специалист в области динамики и конструкций вагонов доктор технических наук, обладавший огромным опытом производственной работы, профессор Михаил Васильевич Винокуров. С 1955 г. руководил кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» кандидат технических наук, доцент Владимир Дмитриевич Бехтерев. В 1959 г. при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория. Первым исполняющим обязанности заведующего лабораторией был В.А. Петров. А первым заведующим лабораторией позднее был назначен лауреат Государственной премии Г.А. Казанский, ставший позже директором Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения – ВНИИВ (ныне ОАО НИИ вагоностроения). С 1960 г. кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство» возглавлял Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Леонид Абрамович Шадур, который являлся одним из ведущих ученых в области вагоностроения. В 1976 г. заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» стал Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Владимир Николаевич Котуранов. С 1984–1987 гг. исполнял обязанности заведующего кафедрой доктор технических наук, профессор Михаил Михайлович Болотин. В 1995 г. кафедру возглавил лауреат премии Совета Министров СССР, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Пётр Степанович Анисимов. С 2000 г. и по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Геннадий Иванович Петров, крупный специалист в области динамики подвижного состава. На протяжении нескольких десятилетий, несмотря на различные реорганизации и преобразования кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» остается одной из ведущих кафедр Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). На кафедре работает высоко квалифицированный профессорско-преподавательский состав. В составе кафедры 10 профессоров и 16 доцентов.
сотрудники кафедры на 1967 год
сотрудники кафедры на 1994 год
| |